ФРАЗИРОВКА

ФРАЗИРОВКА
, – разграничение фраз, т.е. тех более или менее законченных естественных членов, на которые распадается музыкальная мысль (расчленение по смыслу); разграничение это производится при исполнении посредством применения тех или иных оттенков выразительности (См.), при нотировании – посредством особых знаков (ниже). К сожалению термин ф. употребляется многими также в смысле артикуляции (См.), что порождало и порождает не мало недоразумений. Музыкальная мысль естественно распадается на следующие члены: а) тактовые мотивы, т.е. образования, содержащие одно только тяжелое счетное время; b) тактовые группы из двух таких, соединенных в одно целое, тактовых мотивов; центром тяжести тактовой группы является тяжелый такт; с) предложения из четырех тактовых мотивов, центром тяжести коих всегда является тяжелый такт второй группы; d) периоды, состоящие из двух предложений: предыдущего и последующего. Об уклонениях от этой нормальной схемы срв. Метрика. К этому присоединяются в кач. мельчайших образований еще подраздельные (частичные) мотивы, центр тяжести коих составляет одно только любое счетное время, так что в такте их может быть столько, сколько он содержит в себе счетных времен. И вот, под фразами подразумеваются те тактовые мотивы, тактовые группы или предложения, которые противопоставляются друг другу в кач. самостоятельных членов симметрий (срв. Метрика); такие члены при обозначении ф-и должны быть выделены при помощи особых дуг. Обе первые фразы при построении музыкальных тем представляют собой большей частью лишь тактовые мотивы, тогда как последующие фразы расширяются до удвоенного и даже учетверенного размера (2 такта, 4 такта). Протяжение фраз приблизительно обнаруживается уже из динамических указаний композитора, ибо каждая фраза требует своего самостоятельного, объединяющего ее распределения динамики и таким образом имеет один только динамический кульминационный пункт. Зато точное разграничение фраз между собой, а также внутреннее их расчленение, т.е. определение границ тактовых мотивов и подраздельных мотивов, – представляет часто значительные затруднения, так как композиторы лишь весьма редко точно определяют границы этих образований. Можно все таки указать на более или менее существенные признаки для разграничения мотивов: 1) длинные ноты на тяжелой части тактов (любого порядка) производят впечатление окончания, если только гармонические условия не противоречат такому пониманию (срв. 5); 2) паузы после ноты, падающей на тяжелую часть такта (любого порядка) производят подобное же, и даже еще более решительное, действие, – впрочем с тем же ограничением; 3) всякая фигурация имеет прежде всего и главнее всего смысл перехода от одного центра тяжести (любого порядка) к следующему (того же порядка), т.е. влечет за собой новые вступления, образовывает затакт; 4) вступления с тяжелого времени (любого порядка) возможны и часто повторяются при образованиях, симметричных друг другу (фразах); для подраздельных мотивов отсюда однако не возникает никаких уклонений от закона, указанного под 3; 5) женские окончания, т.е. растяжения мотива за пределы времени, обладающего заключительным действием (т.е. тяжелого времени любого порядка [даже если на центр тяжести этого времени падает пауза], срв. Метрика), не только допустимы, но представляют собой художественное средство, действующее с исключительной интенсивностью. Эти окончания неизбежны везде, где а) нота, падающая на тяжёлое время требует затем необходимого разрешения диссонанса; b) композитор посредством пауз, специальных динамических указаний (начальный акцент) или других вспомогательных средств нотации (перерыв вязки, легатная дуга, знак diminuendo) наводит на понимание в этом направлении. Срв. Riemann "Musikalische Dynamik und Agogik" (1884) и "Grundriss der Kompositionslehre" (1897), Riemann und Fuchs "Praktische Anleitung zum Phrasieren" (1886) и Fuchs "Die Zukunft des musikalischen Vortrags" (1884) и "Die Freiheit des musikalischen Vortrags" (1885). Книга "Rhythmik, Dynamik und Phrasierungslehre" О. Тирша (1886) носит эклектический характер и не вполне последовательна, так что из нее нельзя извлечь ясных определений разграничения фраз и прочных принципов исполнения. Учение о ф-е Римана примыкает к сочинениям Руд. Вестфаля (См.), который пытался вывести законы расчленения музык. фраз из ритмики Аристоксена и этим создал впервые прочный фундамент; но положения его в деталях часто требуют расширения и пополнения. Интересным по некоторым деталям, но во многом неудачным является сочинение Матиса Люсси "Traité de l'expression" (1873; в русс. перев. "Теория музык. выражения", 1888), в котором вместо системы нагроможден бесконечный ряд противоречащих друг другу правил. Примыкающие к Риману фразировочные издания Генр. Гермера боязливо избегают крайних выводов и потому не в состоянии привести к полному пониманию ф-ки. – Знаки ф-и отнюдь не одно и тоже, что знаки артикуляции (это слово, а также legato и staccato); с другой стороны они вообще и принципиально не совпадают с теми группами длительностей, которые внешним образом отграничиваются посредством тактовых штрихов и общих нотных вязок. Предложения систем знаков ф-и делались уже неоднократно (в 18-м веке И, А. П. Шульцем, Д. Г. Тюрком и др.), недавно Эшманом. Наиболее последовательно проведена подобная система впервые Г. Риманом в его так назыв. "Phrasierungsausgaben" ("издания с обозначением ф-и"). В число последних вошли в настоящее время большинство классических фп-ных произведений (в изданиях Зимрока, Литольфа, Штейнгребера, Шуберта и КА и Аугенера). Элементами обозначения ф-и у Римана являются: 1) дуга, указывающая на протяжение фраз и требующая исполнения legato, поскольку другие знаки артикуляции не требуют иного. 2) Черточка (Lesezeichen): простая для указания подразделения фраз на мотивы. 3) Цифры, поставленные под тактовыми чертами и указывающие на построение периода (цифра 2 обозначает центр тяжести первой двухтактовой группы, цифра 4 – центр тяжести предыдущего предложения, 8 – центр тяжести целого периода); различные видоизменения этих цифр служат указателями элизий (сокращений), вставок и скрещений тяжелых и легких времен, тактов, групп и предложений. 4) Примыкание дуг (дуги, сходящиеся в одно острие) – знак игры legato за пределами фразы. 5) Скрещение дуг в кач. знака "двойной" фразировки отдельных тонов (в тех случаях, когда конец и начало двух фраз сливаются друг с другом). 6) Знак фразы прерванной, не доведенной до конца (). 7) "Штутгартская запятая" (в просвете дуги ), требующая абзаца перед конечными нотами фразы. Срв. Riemann "Grundriss der Kompositionslehre" (1897).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ФРАЗИРОВКА" в других словарях:

  • ФРАЗИРОВКА — ФРАЗИРОВКА, фразировки, мн. нет, жен. (муз.). Действие по гл. фразировать. || Манера, способ фразировать. Красивая фразировка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • фразировка — выделение, разграничение Словарь русских синонимов. фразировка сущ., кол во синонимов: 2 • выделение (80) • …   Словарь синонимов

  • фразировка — и, ж. phraser. 1. То же, что фразерство. БАС 1. Одни педанты, нетерпимые обществом образованных людей, испещряют разсказ свой мишурной фразировкой и включают техническия или иностранныя слова. Соколов Светский человек 1847 46. 2. муз. Отчетливое… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФРАЗИРОВКА — в музыке художественно смысловое выделение музыкальных фраз для наиболее выразительного раскрытия исполнителем содержания музыкального произведения …   Большой Энциклопедический словарь

  • фразировка — ФРАЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несов., что (спец.). Выделять в произношении или исполнении выразительные места фраз (в 3 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ФРАЗИРОВКА — оттенение смысла отдельных предложений в речи, уменье говорить с выражением; в музыке отчетливое исполнение каждой отдельной музыкальной мысли с тем выражением, какое хотел придать ей сам композитор, т. е. автор данного произведения. Полный… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фразировка — в музыке, художественно смысловое выделение музыкальных фраз для наиболее выразительного раскрытия исполнителем содержания музыкального произведения. * * * ФРАЗИРОВКА ФРАЗИРОВКА в музыке, художественно смысловое выделение музыкальных фраз для… …   Энциклопедический словарь

  • Фразировка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли.… …   Википедия

  • Фразировка —         в музыке, разграничение и выделение при исполнении музыкальных фраз. Ф. определяется всей совокупностью музыкально выразительных средств и является относительно однозначной, в отличие от артикуляции (См. Артикуляция). Между фразами… …   Большая советская энциклопедия

  • Фразировка —         (нем. Phrasierung) членение муз. ткани на фразы. Термин Ф. , как и термин артикуляция, заимствован из языкознания. P. относится к области муз. формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в каждом случае единична,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Фразировка — ж. 1. процесс действия по гл. фразировать II 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»